Страна и мир фоторепортаж «Знаете, чем пахнет настоящая тайга? Страхом»: атмосферный фоторепортаж из путешествия на Северный Урал

«Знаете, чем пахнет настоящая тайга? Страхом»: атмосферный фоторепортаж из путешествия на Северный Урал

Екатеринбуржец Иван Федянин рассказал, как ездил на плато Маньпупунёр

Закат на плато Маньпупунёр

Екатеринбуржец Иван Федянин вернулся из путешествия на Северный Урал. Главной целью его маршрута было плато Маньпупунёр. Из поездки Иван привез захватывающие фото и интересный рассказ — например, в путешествии он встретил медведя и зайца.

Глотнуть холодной воды из родника, надеть сухие ботинки, снять 30-килограммовый рюкзак, занять горизонтальное положение, умыться, ощутить дуновение ветра телом в мокрой, пропитанной потом футболке. Ценность этих и других, простых и понятных человеческих радостей ты способен понять только здесь, в горах, на время отказавшись от всего того, что тебя окружает. Снять ботинки и вытянуть ноги на зеленой траве в конце четвертого дня беготни по курумнику, мху, скользкой грязи, после того как протопаешь очередные 20 километров, — почти так же круто, как секс. Знакомо?

Ну а теперь по порядку. Мое приключение началось с Пермского края, с невероятно красивого и давно желанного для меня места — Колчимского камня. Я приехал сюда, чтобы побыть наедине с собой, потопать, поползать по курумнику, насладиться ветрами и закатами. Автопробег Екатеринбург — Красновишерск протяженностью в 650 километров пролетает на одном дыхании. По прибытии разбиваю лагерь: тут у меня и полевая кухня со столом, стульями, газовой плитой; тут у меня и двуспальная кровать. Невероятный отель под открытым небом, с количеством звезд, что и не сосчитать, лишь бы ночь была ясная.

В первый же вечер бегу наверх, жадно глотая лесной воздух, по которому так соскучился. Воздух с запахом хвои, разогретой на жаре, после проливного дождя. Воздух с запахом цветов и мха. Воздух, которого нет в мегаполисе. От лагеря до смотровой площадки около 3 километров. Тропа хорошо читаема, но завалена деревьями. Поднявшись, я увидел Колчимский в лучах красного света. Именно то, что я просматривал на фотографиях этого места, именно эта картинка жила в моей голове перед поездкой. Установив фотоаппарат на штатив, я сделал несколько кадров.

Но очень скоро солнце зашло за тучи и вечер стал переходить в ночь. Возвращаться в лагерь пришлось в сумерках. Уснул только в третьем часу ночи, в голове буйствовал ураган эмоций, я до сих пор не верил своему отпуску и тому, что завтра, проснувшись, возьму свой фоторюкзак со штативом, обед, воду и пойду исследовать это невероятное природное явление — Колчимский камень.

Весь день провел на Колчимском и понял, что на его исследование нужно не менее 3 дней. Протяженность возвышенности составляет 9 километров, а общая площадь — 1100 га.

Неожиданно солнечная погода сменилась дождями. Над моей головой тучи завихрениями стали рисовать грозные громовые картины, и очень быстро меня накрыло ливнем. Поэтому оставаться на этой локации я больше не хотел. Собрав лагерь, я выдвинулся к главной цели своего путешествия — Печоро-Илычскому биосферному заповеднику.

Дорога до Троицко-Печорска, а именно отсюда вертолётной заброской я должен был прибыть к подножью плато Маньпупунёр, заняла 2 дня. За это время я проехал 1600 километров, из которых 500 — по грунтовым дорогам, по забытым богом местам. 50-литровый запас топлива на крыше пришелся ну очень кстати. От тряски приходит первая моральная усталость. Начинаешь ценить асфальтовые дороги, какими бы разбитыми они ни были. Едешь, а вокруг ничего — бесконечный лес. Нет ни «ВКонтакте», ни «Инстаграма» — да тут просто нет сотовой связи. Нет заправок, магазинчиков. Нет ничего — только ты, грунтовая дорога и бесконечный лес.

Ближе к Троицко-Печорску грунтовая дорога сменилась асфальтом, что позволило разогнаться до психологических 100 км/час. Настроение резко улучшилось. Приехав в Троицко-Печорск, я не мог удержаться от возможности прогуляться с фотокамерой по берегу реки Печора. Было глупо выйти в шортах и футболке — в этих краях много назойливого гнуса. Мошкара тут же смекнула и облепила меня своими жирненькими тельцами.

Скоротав вечер, разместившись в гостинице «Наш край», я открыл карту и стал планировать завтрашний день. Выбор пал на лосиную ферму в Якше. Связавшись с турфирмой «Северный Урал», ребята из которой в дальнейшем стали мне настоящими друзьями, я предложил забрать нескольких туристов, чтобы те составили мне компанию. Людмила, администратор «Северного Урала», собрала со мной группу из 3 человек. И утром следующего дня мы отправились в Якшу.

От Троицко-Печорска до Якши 100 километров разбитой лесовозной дороги, но знакомство с московской компанией, туристами, которые со мной должны лететь на плато, скрасило этот путь. По пути заехали в Комсомольск-на-Печоре, очень интересное место с колоритными жителями и впечатляющими объектами фотосъемки. За неимением свободного времени задержаться надолго в Комсомольске не могли и дальше «мчим» в Якшу.

Якша разделена Печорой на две половинки. С одной стороны лосиная ферма, с другой — музей природы. Нас встретил Григорий. На лодке переправив на другой берег Печоры, он проводил нас в Музей природы Печоро-Илычского заповедника, в главной комнате которого висели фотографии столбов выветривания плато Маньпупунёр. С уверенностью я сказал, что сделаю кадры лучше. На что получил ответ улыбающегося Григория: дескать, посмотрим, все так говорят.

После музея Григорий провёл нас по экологической тропе заповедника в Якше и дал возможность искупаться в Печоре, в ее прохладной и быстрой воде. Ложишься — и твое тело быстрым течением уносит в низовье, только успевай хвататься, за что есть возможность. Когда мы обсохли, нас перевезли на берег со стороны лосиной фермы. По плану надо было кормить молоком маленьких слюнявых лосят.

С фермы мы возвращались на эмоциях и в лосиных слюнях. И тут на небе произошел взрыв. Закатное солнце зажгло облака. Естественно, я не смог удержаться.

Свой автомобиль, свою девочку, свою боевую подругу, которая сопровождает в путешествиях по дорогам и направлениям уже более 9 лет, ни разу не подведя меня, оставляю на стоянке в Троицко-Печорске. Туристический рюкзак объемом 90 литров становится моим домом на ближайшую неделю. В него входит всё необходимое: палатка, спальный мешок, пенка, хопа (подпопник), фототехника и штатив, плащ от дождя, калоши, комплект сменной одежды, репелленты, 20 метров веревки, нож, посуда и еда на неделю. Стараешься экономить каждый грамм, выкладывая лишнее, но вес рюкзака — 30 килограммов. Твоя ноша. Собрав вещи, вылетаю на плато.

По прилёте на плато группу туристов Северного Урала встречают волонтеры. Ходить разрешено только в сопровождении инспектора по подготовленной тропе. Нам проводят подробную экскурсию, и группа улетает. Я остаюсь. Я сюда прилетел за другими эмоциями, и уйти без фотографий каменных великанов в красном свете заката я не мог.

Этим же вечером, в момент захода солнца, на плато случилось невероятное. Ливневая туча, поливая великанов дождем, прошла перед объективом моей фотокамеры. Закатное солнце просветило тучу огнём, и та, пылая, прошла по плато. Моя челюсть отвисла. Я не верил в происходящее. Я не верил глазам. То, что я видел, невозможно передать изображением, но это именно то, что движет мной все годы путешествий, походов, именно то, что делает меня счастливым и заставляет добираться до этих удивительных мест и учиться фотографии.

Вы думаете, все? Сделав необходимые кадры, я направился в сторону лагеря Печора — оставаться на плато запрещено, согласно правилам заповедника. До этой стоянки спускаться с плато ровно 5 километров. Проходя избу инспектора, я обернулся на каменных великанов. Небо опять поменялось. Справа, сверкая молниями и громыхая, проходила новая туча. Закинув камеру на штатив, я начал ловить момент.

Базируясь в Печоре, я стал изучать окрестности, посетив Вологодскую Грань, а также леса вокруг. Я увидел истоки Печоры. По этим местам я прошел около 25 километров. Знаете, чем пахнет лес настоящей тайги? Он пахнет страхом! На туристических тропах часто встречаешь помёт медведя, а примятая трава в местах его лежанок невероятно отдаёт животиной. Грозно, понятно, однозначно. Судя по размеру отпечатков ступни, мишка весит 250–300 килограммов. Вот точно такой же как в зоопарке, только без решеток и оков. Настоящая природа, тайга.

С плато следующим вертолётом Ми-8Т мы улетели на Отортен. Гора Отортен известна в туристической среде благодаря походу группы Дятлова в 1959 году, который закончился гибелью 9 участников похода. Здесь чаще всего встречается медведь. Непутёвые туристы привадили его к стояночному лагерю едой, вкусив которую, мишка ленится питаться корнями и ягодами и все чаще и чаще кошмарит туристов и разоряет их провизию. Мы спали большой группой, объединившись с другими туристами, выставляя наблюдающего. По команде все должны выйти из палаток, достать свистки и зажечь фонари и фальшфейеры. Медведь к нам не приходил.

Вечером, забравшись на вершину горы Отортен, мы решили немножко похулиганить. Под громкий смех сожгли один из фальшфейеров, в темноте свет от него виден на многие километры. Ради удачного кадра не грех пожертвовать этой свечой бедствия, запас я взял на весь поход.

От Отортена был запланирован путь длиной 76 километров. Дорога через водопады, лагерь Щебенка, лагерь Европа — Азия, уже через знакомую мне Вологодскую Грань и лагерь Печора вернуться к столбам, от которых улететь обратно в Троицко-Печорск, к моему автомобилю.

Вот говорят же, что на то, как льется вода, можно смотреть бесконечно. Глазея на водопады, залипаешь надолго. Длина каскада водопадов на истоке притока реки Лозьвы в сумме достигает 30 метров. Это место обязательно для посещения. Сравнить это место могу с Жигаланскими водопадами на реке Жигалан в Пермском крае.

В один из дней мы встретили суровых парней из Челябинска на крутых, подготовленных к очень плохим дорогам автомобилях. Ребята мужской компанией ехали караваном из 4 авто со стороны Ивделя и посёлка Вижай. Слово за слово, и я договорился с ребятами, чтобы те подвезли наши рюкзаки до обозначенного места ближайшей стоянки. Последующие 6,5 километров мы шли, кайфуя, налегке.

Местная живность совсем не боится человека. Мне даже кажется, имеет интерес к наблюдению за человеком. В один из вечеров удалось пофотографировать зайцев, устроивших для нас представление. Забравшись на крышу горного модуля, затаив дыхание наблюдаем за происходящим.

Закаты каждого вечера по-своему прекрасны. Солнце рисует на земле красные узоры. Даже цветок, явление само по себе прекрасное, в закатном свете преображается и выглядит иначе.

На последнем ходовом дне благосклонная погода сменилась сильным ливнем и ветром, превратив тропу в кашу из грязи и потока воды. Позже выпал туман со взвесью мороси. Природа проверяла нас, пробовала на вкус, но мы закалялись в этой атмосфере, топая дальше со своим рюкзаком. И каждый из нас по-своему кайфовал от происходящего.

На эвакуацию дошли вовремя, но вертолёта не было по нелётной погоде. Вертолёт летает строго по инструкциям. Когда на кону жизни людей, посадить в горах вертолёт при видимости не более 5 метров в туман — сомнительное занятие. И мы остались на Вологодской Грани в теплом горном модуле, переодевшись в сухое, затопив печь, развесили сушиться одежду.

С отменой полётов у меня добавилось дополнительное время для прогулки по плато. Хотелось еще раз насладиться величественным видом останцев высотой от 30 до 42 метров, грозно охраняющих это место. Гуляя по плато, я в первый раз встретил медведя. В 800 метрах от меня косолапый кушал ягоду, загребая её лапой, словно хапугой. Заметив меня, мишка неторопливо и вальяжно поднялся, затем бесшумно, грациозно, в три прыжка скрылся за хребет.

Вечером всё затянуло туманом и столбы пропали из видимости. Непонятная, чуждая человеку энергия пронизывает плато. На языке манси это место называется «малая гора идолов». В давние времена манси обожествляли каменные изваяния, поклонялись им, и подниматься человеку на Маньпупунёр было величайшим грехом.

Раздался звонок на стационарный телефон в избе инспектора. Кто бы мог подумать, что в таком месте могут присутствовать какие-либо средства связи. Это был звонок от МЧС. Выяснилось, что на Отортен улетела Лера с группой туристов, и к ним пришел медведь. С Отортена посредством спутникового трекера был подан сигнал SOS. С метеостанции был установлен запрет на полёты по штормовому предупреждению, МЧС выясняло, насколько все плохо с погодой и возможно ли экстренно отправить вертолёт для спасения людей. Вертолёт на Отортен не улетел.

В понедельник погода позволила отправить вертолёт, первым делом забрав меня и других туристов с плато. Мы летели на Отортен, нас ждала Лера. Все обошлось.

Мы летели по направлению в Троицко-Печорск, все отдаляясь от столбов. В голове еще ярко, свежо мелькали пейзажи, виды столбов. На Маньпупунёр я обязательно вернусь, в этот раз зимой, совершая лыжный поход со стороны Ивделя. В следующий раз я порадую себя покрытыми снежной пеленой столбами и настоящим северным сиянием. Говорят, с плато его отчетливо видно, лишь бы с погодой повезло.

Поужинав в столовой при гостинице, сев за руль автомобиля, я понял, что соскучился по вождению. Погладив руль, отправился в сторону дома. Впереди 1700 километров и 22 часа пути.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
108
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Обладают особыми способностями»: астролог из Екатеринбурга — о секретном 13-м знаке зодиака
Мария Кучма
Мнение
Спела с Тимберлейком и исполнила мечту мужа: как россиянка отдохнула в Амстердаме
Анонимное мнение
Мнение
«Как-то она прятала перепившего ученика в шкафу»: журналист — о звонке любимому учителю
Артём Краснов
Редактор раздела «Авто»
Мнение
«Учебник практически не открывал». Школьник рассказал о том, как год учился на дому
Анонимное мнение
Мнение
На Урале водителя убило запчастью от фуры. Автоэксперт объяснил, почему в таких авариях не найти виновных
Дмитрий Ларионов
Рекомендуем
Знакомства
Объявления