Главная христианская добродетель — это рассуждение, и, напротив, осуждение — это грех. А священник, который облачился в специальный костюм, чтобы побывать у пенсионера, бережет не только его жизнь, но и здоровье многих, с кем он видится. Доктор филологии, ректор Миссионерского института Наталия Дьячкова поделилась с E1.RU мыслями после выпада актера шоу «Уральские пельмени» Дмитрия Соколова в сторону клириков.
Напрасно Дмитрий Соколов осуждает священника, который в защитном костюме и перчатках причащает больную. Священник опасается не за свою жизнь, а за здоровье своих духовных чад. Возможно, после этой старушки с коронавирусом он поедет причащать других стариков, которых может заразить этой опасной инфекцией. Батюшка каждый день служит, он исповедует и причащает. К нему на исповедь приходят пожилые люди, мамы с маленькими детьми, беременные женщины. Было бы преступным легкомыслием не думать об их безопасности! Да и о своей семье священнику тоже нужно подумать — о жене, детях, пожилых родителях.
Человек может рисковать только своей жизнью. Рисковать жизнью другого — безнравственно.
Не стоит осуждать священников, им сейчас труднее, чем нам, — они на передовой: каждый день общаются с огромным количеством людей, которых нужно выслушать, пожалеть, дать совет, утешить, исповедовать, причастить. А еще службы в храме, исполнение треб… Сколько по стране уже умерло за эти месяцы священников и монахов!
Ко всему нужно относиться с рассуждением. Святые отцы считали рассуждение самой главной христианской добродетелью. Рассуждение — это дар Божий, благодаря которому христианин, исполняющий заповеди, способен понять, как лучше и душеспасительнее совершить ту или иную добродетель, как поступить, чтобы доброе дело было согласно с волей Божией.
Священник как раз-таки поступил с рассуждением: исполняя заповедь о любви к ближнему, он причастил больного человека, но при этом подумал и о других своих прихожанах — не стал рисковать их здоровьем.
Дар рассуждения дается не каждому. Этот дар, говорили святые отцы, дается человеку после великих подвигов в духовной жизни, а пока человек не удостоится получить его, он не должен спешить с выводами, высказывать свое мнение, судить других, потому что в этих суждениях не будет истины.
Преподобный Амвросий Оптинский так писал своей духовной дочери: «Я заметил в тебе одну немалую ошибку. Ты о многом, не скажу о всем, рассуждаешь, сообразуясь со своим телесным состоянием и со многими усвоенными привычками и усвоенным взглядом на вещи, и по этому соображению готова писать новые правила для всех, тогда как правильное мнение и здравое христианское рассуждение требует, чтобы мы не только поступки свои, но и самые мысли и мнения поверяли по правилам закона православного и по правилам и постановлениям святоотеческим и прежде всего по заповедям Божиим».
Мне кажется, что эти слова святого можно адресовать всем, кто берется рассуждать, сообразуясь со своими привычками и усвоенными взглядами, но при этом не имеет здравого христианского рассуждения.
Священник поступил с рассуждением, за это Дмитрий осудил его. Напомним Дмитрию, что осуждение — это грех. И повторим: рассуждение — главная христианская добродетель.
Согласны с автором?