На форуме довольно часто всплывает вопрос о регистрации права собственности на земельный участок, однако описывается все достаточно кратко.
Пройдя всю процедуру для получения свидетельства права, я решил отчитаться в несколько развернутой форме. Надеюсь, для кого-нибудь это будет полезным.
Часть 1 - Свидетельства о государственной регистрации права
Итак, что было на старте…
Прежде всего, жилой одноэтажный дом в черте города на двух хозяев. Дом имеет 2 квартиры, и хозяева занимают: один 4/10 доли и второй 6/10 долей. Дом расположен на земельном
участке (ЗУ) площадью П.
Собственно ЗУ и является объектом регистрации права.
На руках в начале пути имелись лишь договора купли-продажи (ДКП), заключенные с прежними собственниками.
Для оценки сроков всего процесса буду приводить абсолютное время, затраченное на ту или
иную процедуру.
Первое что пришлось сделать - это оформить нотариальную доверенность, согласно которой я стал представителем собственников во всех инстанциях, в которые пришлось бы обратиться для совершения действий по оформлению прав на ЗУ. В том числе быть представителем и выступать
в суде. Поскольку юридическая тема не моя ключевая компетенция, в доверенности предусмотрел возможность передоверия. Срок доверенности 3 года.
Оформление доверенности у нотариуса – 3 часа. Оформление в любой нотариальной конторе.
Следующий шаг: Идем в БЮРО ТЕХНИЧЕСКОЙ
ИНВЕНТАРИЗАЦИИ (БТИ) расположенное по адресу: 620014, Екатеринбург, ВАЙНЕРА, 9 А. На 2-ом этаже у администратора берем бланк заявления. В заявлении просим выдать копии правоустанавливающих документов. Примеры заполнения бланков у администратора. Заполнив заявление, идем в окошко 4-12. С собой несем
помимо заявления: документы, подтверждающий право на дом (ДКП), доверенность. Нужно нести как оригинал, так и копии. Оригиналы просто смотрят. Копию могут забрать. Специалист выдаст квитанцию на оплату по подготовке сведений. Оплата там же в кассе БТИ. Выдача готовых документов по истечении 5
рабочих дней в 216 кабинете по предъявлению оплаченной квитанции, паспорта и доверенности. Выдача с 8-ми утра.
На этом этапе получил самый первый документ, который первые собственники получили при выделении ЗУ – Договор о праве застройки с приложениями.
Ожидание очереди в окошко 4-12:
от 10 минут до часа… в зависимости от количества народа в очереди.
Получение готовых документов: если с самого утра, то от 5 до 15 минут.
Следующий шаг: подача заявления на выдачу сведений Государственного земельного кадастра (ГКЗ - систематизированный свод сведений о
местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и наличии расположенных на земельных участках объектов).
Заявление подается по адресу: 620014, Екатеринбург, 8 МАРТА, 8 Б (УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА КАДАСТРА ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Вход
как со стороны 8-МАРТА (черный вход), так и со стороны ЛЕНИНА (главный вход). Нам нужно на 4-ый этаж. А именно начинаем с кабинета 490 «г». Там выдают бланк заявления с квитанциями об оплате. Что примечательно: на момент моего первого обращения, а это январь 2008 года сведения из ГКЗ и их оформление
стоило денег. Мне обошлось в 300 рублей. Однако с 1 марта согласно ФЗ взимание, какой либо платы было отменено. Поэтому нас уже интересует кабинет 475 – стол 1 или 2. За этими столами сидят специалисты по приему документов. Они выдадут бланк заявления. Заполните прямо на месте. Получите расписку, в
которой будет стоять срок готовности сведений ГКЗ, а это Кадастровый паспорт ЗУ (выписка из государственного кадастра недвижимости). В заявлении пишется, по какому адресу желаете получить сведения. И вот тут достаточно интересный момент случился у меня. Запрос был подан по адресу ХХХ «1А». По
истечении нормативного срока готовности – 14 календарных дней (10 рабочих) был получен ответ (получение с паспортом в кабинете 477): Сведения о ЗУ отсутствуют. На самом деле, если бы до этого на сайте г.Екатеринбурга, а именно в разделе: Сведения о кадастровой стоимости земельных участков,
расположенных в МО "город Екатеринбург" http://www.ekburg.ru/adm/stroy/60009_0_0_0/ я бы не нашел этот адрес с присвоенным кадастровым номером, я бы подумал что так и должно быть. Посему со своей проблемой я направился в кабинет 490 «в». Там описал ситуацию и был направлен в соседний кабинет (кабинет расположен напротив кабинета
Руководителя: Родина Эдуарда Викторовича). Специалисты просмотрели свои базы и выяснили что у них по базе проходит адрес ХХХ «1» вместо ХХХ «1А». Специалист пояснил что это техническая ошибка и необходимо написать заявление на устранение такой ошибки. Берем бланк в кабинете 490 «в». В бланке
стандартная пишем в вольной форме: Прошу исправить ошибку в технической информации. В заявлении указать причину, почему вы считаете, что была ошибка. В моем случае у меня был на руках паспорт с пропиской по адресу ХХХ «1А». Поскольку прописывался еще в начале девяностых, то сомнений в своей правоте
не увидел. Ответ на поданное заявлению готовится в течение 5 рабочих дней. Готовность можно узнавать по телефону 377-55-88.
По прошествии 5 рабочих дней получил ответ, суть которого: Ошибки нет.
Мягко говоря, был удивлен и пошел разбираться дальше в кабинет 490 «в» где по сути
операторы сидят (2 девочки). Специалисты в соседнем кабинете. Специалисту были приведены весомые аргументы в виде самого первого документа на ЗУ – Договора о праве застройки, где указан адрес ХХХ «1А» и прописки в паспорте. Была заново просмотрена база. Специалист признал, что действительно есть
ошибка и продиктовал формулировку к очередному заявлению. Снова бланк в кабинет 490 «в», снова пишем заявление и прикладываем документы, отражающие первичные сведения по отношению к занесенным в базу. Почему такой бардак я так и не понял. Тем не менее, после 10 рабочих дней ошибку исправили, о чем в
477 кабинете я получил письмо.
Снова идем в 475 кабинет и пишем заявку на выдачу сведений ГКЗ. Спросят на что заявка? Я 2-е оформил: на получение данных для регистрации ЗУ в собственность и для межевания. Срок готовности 10 дней календарных.
По истечении срока или чуть раньше (можно
узнавать готовность по телефону, который указывается в расписке) забираем готовые документы из кабинета 477 (работает с 8.30).
Потеря времени на устранения ошибки в реестре, связанная с неправильно занесенным номером дома, чуть более месяца.
Оформление заявления: 15 минут
Получение готовых документов: 5-10 минут.
Для следующего шага уже собраны:
1) Первичный правоустанавливающий документ: Договор на право застройки
2) Договоры купли-продажи
3) Кадастровый паспорт ЗУ
4) Доверенность
С ними идем в
Федеральную регистрационную службу. Находится по адресу: Малышева 53 (Антей, но не офисное большое здание в котором боулинг, а которое рядом). Поднимаемся на 7-ой этаж. В фойе расписаны кабинеты, в которые нужно идти с той или иной проблемой. Для регистрации прав на ЗУ идем в кабинет: 715-717.
Занимаем очередь. Вход по вызову. Не по фамилии, а просто вызывают: Следующий.
Там отдаем документы специалистам. Они в течение 5 минут делают квитанцию, которую нужно оплатить как можно быстрее, а именно в тот же день. Платить в Сбербанке (возможно сейчас уже организовали кассы прямо на
месте и не будет необходимсоти бежать в ближайший офис Сбербанка). Ближайший - Белинского 39. Проще добежать пешком, поскольку Белинского «односторонка» и на авто времени больше потеряете. Оплачиваем квиток и бежим обратно. Очередь стоять не надо, заходим так. Отдаем оплаченную квитанцию. На руки
получаем расписку в получении документов. На расписке указано, где и когда получить свидетельство о праве.
Чтобы отдать документы придется отстоять очередь. По времени может и 4 часа получиться, а то и больше.
Немного о документах сдаваемых в ФРС на Малышева:
Во-первых, сдаем оригиналы. Во-вторых, со всех документов обязательно снимаем копию, в том числе копию с квитанции. В фойе есть ксерокс. Если документ (в моем случае доверенность) на одном листе с двух сторон имеющий информацию, то копия должна быть так же на одной, а не на двух. Копии договоров
должны быть сшиты. Сшивают там же в фойе перед входом.
Казалось бы, все сделано и ждем готовности документов…
В моем случае был звонок из ФРС (оставляйте телефон НЕ сотовый по которому вы бываете иначе есть шанс проворонить звонок). Необходимо было донести еще один документ:
Историческая справка – справка о всех собственниках с момента выделения ЗУ. За такой справкой снова в БТИ. Снова бланк заявления, но уже заявление в кабинет 214 (тут мог соврать, лучше уточнить у администратора). Снова 5 рабочих дней и Историческая справка у меня.
Недостающие
документы несем либо на Малышева 53, либо 620062, Екатеринбург, ЛЕНИНА просп., 68 (ОТДЕЛ ВЫДАЧИ ДОКУМЕНТОВ НА ГОС.РЕГИСТРАЦИИ СДЕЛОК УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕГИСТРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ). Я отнес на Ленина. Там под расписку документы забирает специалист. Опять не забываем паспорт и
доверенность, если действуем по доверенности.
Сдать недостающие документы по времени: 10 – 40 минут.
Ну, вот все документы сданы. Срок регистрации 3 недели. Но это в случае если донесете быстро недостающие документы. Не упеете вовремя срок сдвигается еще на 3 недели как
пояснили в отделе выдачи документов.
После завершения срока регистрации (прописан в расписке) идем на ЛЕНИНА просп., 68 в окошко 1 – 6 и получаем Свидетельство о государственной регистрации права.
Получение: 10 -30 минут в зависимости от количества народу в очереди.
Цель достигнута: Свидетельство о государственной регистрации права у вас на руках.
Немного калькуляции по затратам:
Доверенность: 600 рублей
Сведения ГЗК: 200 рублей + 94 рубля (с 1 марта – о рублей)
Комиссия при оплате в Сбербанке (заполнение
квитанции): 20 рублей
Сведения БТИ (первичные документы): 105 рублей
Сведения БТИ (Историческая справка): 786 рублей
Сбор в ФРС за регистрационные действия: 100 рублей с каждого собственника (в моем случае 200 рублей)
Ссылки по теме:
ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "БЮРО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ": http://www.bti.e-burg.ru/
Управление Федеральной регистрационной службы по Свердловской области: http://www.frs66.ru/
Итогом первой части стало получение свидетельства о государственной регистрации права. Собственно этот документ будет на старте процесса получения землеустроительного дела.
Теперь по порядку.
Первое что необходимо было сделать –
Геосъемку. На самом деле в архиве администрации города данные геосъемок есть. Но заставляют актуализировать эти данные за счет собственников. Геосъемкой занимаются несколько контор. Стоимость работ колеблется от 8 000 – до 12 000 руб. (цены лета 2008 года). Срок исполнения от 3 недель до более
месяца. При этом за скорость исполнения попросят дополнительную плату.
Из всех контор я выбрал: КАДАСТР (Екатеринбург, ул. СТУДЕНЧЕСКАЯ, 82 А, (343) 374 83 70, (343) 378 82 04). Выбирал исходя из соотношения: цена/сроки. Стоимость работ по договору 8 000 руб. (цена лета 2008 года). Работы
сданы были в течение 3-х недель. Суть съемки: приезжает инженер с оборудованием и «стреляет» реперные точки, которые и наносит на план. Работа инженера часа 2-3. Большая часть времени это бюрократия - получение штампа от Главархитектуры о принятии материала в архивный фонд. После получения штампа и
необходимых подписей, подрядчик передает вам на руки 2 экземпляра геосъемки на формате А3.
С геосъемкой направляемся в администрацию. А именно нас интересует кабинет 347. По предварительной записи приходим в этот кабинет к специалисту вашего района (район, где находится ЗУ). Целью посещения
является получение проекта границ. Для этого обязательно берем правоустанавливающие документы (свидетельство о государственной регистрации права), геосъемку, доверенность, если действуете по доверенности. На всякий случай возьмите все бумажки, которые фигурировали при получении свидетельства. Сдаете
необходимые доки специалисту. Платите 500 руб. за согласование и выдачу заключений при оформлении подготовки графических материалов для проекта границ, а также 1 900 руб. за разработку проекта границ. Квитанции на оплату выдаст специалист в кабинете 347. Оплатить можно в администрации на 1-ом этаже
– ОАО «Банк «Екатеринбург». Срок готовности 3-4 недели.
Важный момент! Если фактически используемая площадь «отстрелянная» при геосъемке отличается от площади в правоустанавливающих документах, то опять идем на прием к специалисту вашего района в к. 347. В моем случае фактическая площадь
превышала площадь в правоустанавливающих документах. Сразу было озвучено специалистом: где будем резать??? Взяв время «на подумать» решил резать исходя из следующих факторов:
1) обрезание на бумаге должно было сводить к минимуму проблемы от возможных потерь земли в реале. Что это означает.
Фактически вы пользуетесь площадью не подозревая, что возможно исторически кто-то ее расширил вопреки выданной в пользование площади. Теперь должна восстановиться историческая справедливость, и вы должны либо отдать «незаконно» присвоенную землю, либо купить, либо арендовать. Ясно, что покупать не
дадут, а арендовать мало кому интересно. Поэтому народ забивает и оставляет все как есть, «резанув» границы только на бумаге. НО!!! Ежели придет какой надзорный орган и обяжет вас занять площадь согласно документам, то придется переносить забор, ломать строения и тп. По крайне мере я так понимаю.
Логически так выходит.
2) обрезайте так чтобы оставалось меньше смежных землепользователей. Что это означает. Границы с соседями обязывают вас согласовать их. Это лишний гемор. Если смежной границы нет, значит, нет и гемора. Так отступ при обрезании вашего участка на несколько сантиметров от
смежной границы избавляет вас от согласования поледней со смежным землепользователем.
Итак, после внесеия уточнений, а вернее восстановления исторической справедливости будут подготовлен проект границ.
С проектом границ идем в любую контору заниающуюся межеванием. Я опять же пошел в
Кадастр на Суденческой. Цена вопроса 5 000 руб. Из документов им необходимо: Доверенность, если действуем по доверенности, Свидетельство о регистрации права, Паспорт гражданина РФ, Проект границ, Выписку из кадастра по форме КВ. Готовность от 2-ух недель до месяца. В зависимости от количества
смежных землепользователей. Итогом работы подрядчика является Землеустроительное дело плюс набор документов, которые потребуются для внесения изменений в ГЗК. Готовят 2 экземпляра. Один вам на руки, второй остается в архиве администрации.
Следующий этап это внесение изменений в кадастровый
план. В администрации идем в 475 кабинет и пишем заявление на внесение изменений в ГЗК. Изменения вносят в течение 30 дней. Забираем по истечении времени по расписке новый кадастровый паспорт.
На этом собственно все.
Краткие итоги по части 1 и 2 инструкции.
1) Получено свидетельство о государственной регистрации права;
2) Оформлено землеустроительное дело;
3) Внесены изменения в ГЗК;
4) Актуализированы данные по геосъемке;
5) Бюджет проекта (получение различных справок в госорганах, оплата услуг подрядчиков по
геосъемке и межеванию и тп) – около 18 000 руб.;
6) Длительность проекта 8 месяцев.
хм.. в Омске надо под домом частным землю оформить в собственность.. я так понял процедура аналогична этой? там просто юрист этим уже месяца 3 занимается...
1/0 |
| Поделиться:
Re: Пошаговая инструкция по регистрации прав собст...
Да процедура то едина. Однако не стоит забывать о том какие документы на руках имеются. У меня описана более-менее линейная ситуация. В Вашем случае нелинейность может быть существенной. И кстати на все про все
у меня ушло как раз 3 месяца.
1/0 |
| Поделиться:
Re: Пошаговая инструкция по регистрации прав собст...
Зарегистрировав как было указано выше, вы становитесь собственником............. но вы не сможите продавать свой участок, так как сведения о участке ориентировочны и участок подлежит межеванию.
Геосъемка, справки фрс, согласие соседей, админ 347к., проект границ, межевое дело, постановка на
кадастровый учет, регистрация права. :ultra:
1/0 |
| Поделиться:
Re: Пошаговая инструкция по регистрации прав собст...
Поясняю. Дачная амнистия - упрощенный порядок регистрации.............................. :ultra:
Два варианта: регистрируете право неотмежованного участка (не продать). и регистрация права после межевания.
после межевания участок становится не ориентировочным, а официально с
зарегистрированными границами. :ultra::ultra::ultra:
1/0 |
| Поделиться:
Re: Пошаговая инструкция по регистрации прав собст...
Подскажите если документы, как говорят в агенстве подготовлены,( на продажу дома) то какие действия необходимы для его покупки, и можно ли доверять агенству о чистоте сделки? :-)
2/0 |
| Поделиться:
Re: Пошаговая инструкция по регистрации прав собст...
Нельзя ;-)
Ну, а серьезно привлекайте независимого юриста, чтобы не вляпаться потом
недавно помогал другу, покупал он готовый коттедж, причем очень дорогой, так вот там косяков было….начать с того, что когда я пробил продавца, то оказалось получил он коттедж по дарственной, а тот кто
дарил нарушил права своего недееспособного сына от первого брака
причем агентство такими «пробивками» и не заморачивается, как правило, а зачастую и мозгов не хватает. Так, что не жалейте времени и средств на проверку.
2/0 |
| Поделиться:
Re: Пошаговая инструкция по регистрации прав собст...
Еще при оформлении земельного участка столкнулся с такой бумагой как подтверждение адреса. Оказалось , что в середине прошлого века улица была переименована. К времени оформления нужно добавить еще 10-15 дней.
Еще вопрос сколько времени можно спокойно ждать получения свидетельства о
гос.регистрации и что делать если все сроки прошли, а ответ у них один «документы на проверке»
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)