Новый год я люблю.
А вот связанную с его празднованием суматоху и даже, я бы сказала, всеобщую истерию ?не очень.
И в этот раз решено было от всего этого сбежать)))
Но поскольку далеко "бежать" не хотелось, рассматривалось два варианта -Тобольск и Казань-оба ?дешево и сердито ?то
бишь ? и ехать не далеко, и посмотреть есть что. Выбор пал на Казань, т.к. все ж цивилизации там побольше, Тобольск решили оставить на лето.
А тут еще до кучи Казань объявили новогодней столицей.
Но как оказалось, очень хорошо, что ехали мы туда не ради этого ?ибо с новогодней столицей
организаторы, имхо, погорячились)))
Нет, Дед Мороз и Великого Устюга приехал, как и обещалось, и с детишками в Кремле картину рисовал, и главную елку Казани открыл, и концерт новогодний устроил? Но в целом ощущения Нового года в Казани не было, город украшен к празднику более чем скромно,
главная елка в парке тысячелетия ?вот она ?
Это народ ждет, когда приедет Дед
Концерт, которым развлекали народ в это время ?было не видно и не слышно.
Ну и все, собственно? Никаких тебе снежных скульптур, горок, ледовых городков ?ничегошеньки ?просто елка в парке. Да ?высокая, но и только. Ледовый лабиринт и горка были, как потом оказалось, возле кукольного театра ?тоже в
более чем скромном исполнении.
Все-таки наш ледовый городок, сверкающий огнями, со множеством скульптур - смотрится куда лучше! И вообще меня периодически одолевала прямо-таки гордость за наш город :-D Улицы у нас, оказывается, чистят очень хорошо, просто мы этого не ценим :-D но не будем
отвлекаться.
Фейерверков, салютов и прочих громкоцветностей-не видели и не слышали вовсе, опять же-может это нам не повезло? то есть повезло.
Немного спас положение вечерне-ночной концерт ? тут и огней было побольше, и то что присходило на сцене- хорошо видно и слышно, ну и сам концерт
был неплохой по содержанию, хотя мы осилили только небольшую его часть, ибо к 11 ночера уже буквально валились с ног.
Вобщем, побег от атрибутов нового года и новогодней суеты удался
более чем, Новый год наступил незаметно :-D
Итак, Казань.
Как и любой город такого преклонного возраста, Казань имеет очень богатую историю и множество легенд.
Некоторые из них выводят название города из булгарского слова ?казан? (котел).
В одной из них
рассказывается о том, что старший сын последнего булгарского правителя Габдуллы пришел к речке, захватив с собой медный котел. Берег реки был крутой и неудобный, поэтому зачерпнуть воды было сложно. Когда он пытался на таком неудобном берегу достать воду, нечаянно выпустил этот медный котел, который
утонул в реке. После этого река была названа Казанкой (Казансу). А город, построенный около этой реки, стал называться Казанью.
В другой говорится о монгольском хане по имени Хантимер, который разграбил город Булгар. Когда жизнь стала немоготу, предводительница одного из племен старуха
Туйбика, взяв около пятнадцати своих людей, на парусной лодке ушла по Волге. Старуха Туйбика не оставила и свой казан ? символ богатства и изобилия. Казан был шести пудов весом, его цепь также весила шесть пудов. Пройдя на парусной лодке некоторое расстояние, путники сошли на берег. Местность им
понравилась, и они остались там жить. На облюбованном месте закопали казан, чтобы он приносил им изобилие и счастье. Там же начали строить город Казань. Говорят, что казан с цепью до сих пор лежит под городом, только вот найти его никто не может.
В третьей легенде рассказывается о том, как
перед основанием города хан советовался со своими людьми, где его заложить. И один из старейшин посоветовал налить в казан воды, поставить его в телегу, зажечь под казаном огонь и погнать лошадей. Где казан закипит, там и построить город. Казан закипел на месте современной Казани.
Но историки
?скучный народ ?объясняют все более прозаично - что корень "каз" означает с булгарского наречия границу, предел. Вот и встал пограничный город по соседству с русскими московскими княжествами. Когда было нашествие монгол, не Русь, а именно Волжская Булгария приняла на себя удар восточных завоевателей
и сражалась с ними, прежде чем пали ее города, почти 7 лет. Казань монголы не взяли, под стенами ее крепости нашли защиту древние булгары в конце 14 века.
В это время распалась Золотая орда, и хан Улу Мухаммед пришел в Казань. Он сделал Казань столицей своего царства. Тогда начались сто лет
расцвета Казани.
В 16 веке к Казани пришли войска Ивана IV. В 1552 году русские войска взяли Казань. Крепость была деревянная, и от нее ничего не осталось. Иван Грозный решил строить каменный Кремль.
Итак, идем смотреть Кремль, ну и по дороге может чего интересного увидим.
Улице Баумана- главная пешеходная улица Казани. Увы, сейчас примерно треть(если не половина) улицы закрыта заборами ? полным ходом
идет реконстркуция зданий ? Наконец-то дождалась своей очереди гостинница Казань ?от нее осталась лишь тонкая стенка фасада.
Колокольня Богоявленской церкви, в которой был крещен, а позже ?в 80-х годах 19в ?в хоре которой пел знаменитый
Шаляпин.
(Кстати, именно здесь, на уровне Богоявленской колокольни, во время взятия Казани Иваном Грозным, осаждающие сделали подкоп и закатив в него бочки с порохом, взорвали городскую стену и проделали большой пролом в стене. Один пролом был ближе к Кремлю, другой - здесь. Поэтому две улицы
называли Проломными ? Большая Проломная и Малая. В 30-х годах 20в. Ул. Большая проломная стала назваться ул. Баумана.)
Тут же неподалеку находится здание Национального Банка РТ, где в 1917-1918гг хранилась значительная часть золотого запаса России.
Театр им. Качалова ?давший начало всем
театрам Казани ?где начинал свою творческую биографию Василий Качалов.
По одной из легенд Елизавета Петровна во время своего визита в Казань удивилась тому, что здесь совсем нет мышей и крыс.
Узнав, в чем тут дело, императрица тут же велела отправить в Санкт-Петербург 30 котов из Казани, которые позже помогли избавиться от грызунов в царском дворце.
По другой версии, Елизавета, , которая очень боялась крыс и мышей, в невероятном количестве расплодившихся в царских покоях,
прислушалась к советам наместника Казанского ханства, который рассказал, что на его землях водится особый вид котов-крысоловов, который быстро поможет уничтожить грызунов во дворце Елизаветы, и пообещал изловить и отправить в Петербург 30 (по другим источникам 300) этих животных
Но есть еще
одна легенда про кота ? якобы история Кота Казанского началась гораздо раньше екатерининских времен, еще во времена Казанского ханства. Якобы во время взятия Казани войсками Ивана Грозного русские воины решили сделать подкоп под местный кремль, чтобы захватить укрывающегося здесь последнего
казанского хана и выдать царю. Дело было ночью, когда хан со своим семейством мирно спали. Однако ханский кот почуял неладное и разбудил хозяина. В результате правитель с женой и детьми вышли из кремля потайным ходом к Волге и уплыли за границу...
Никольская церковь
Стены и башни кремля построены в 1556-1562 гг. по указу Ивана Грозного псковскими
мастерами. Целиком в камне и кирпиче кремль был отстроен к концу XVIII века.
Строительный материал был недалеко - белый известняк выламывался на противоположном берегу Волги. Первоначально из прочного волжского камня соорудили только часть стен - южный участок со Спасской башней в центре и
северный, примыкающий к Тайницким воротам. Остальные стены долгое время оставались деревянными, дубовыми, и только в 17 веке заменены кирпичными.
В кремле вообще было так много деревянных построек, что если стрельцам надо было срочно попасть из одного конца Кремля в другой, то для скорости им
приходилось бегать по крышам.
Стены Кремля представляют собой довольно сложное военно-инженерное сооружение. В сочетании с башнями и рвами они надёжно служили целям защиты. Толщина их местами равна шести метрам. В нижней части стен, с внутренней стороны, были устроены ниши-стрельницы с
бойницами для пушек и специальные камеры, в которых хранились порох, ядра, бочки со смолой, песок и груды камней.
Важную роль в системе оборонных сооружений Кремля играли башни. В 17 веке их было 13. До наших дней сохранилось только 8 башен, 5 из них когда-то имели ворота, ведущие в Кремль. В
настоящее время есть только две проездные башни - Спасская и Тайницкая
По легенде название башни связано с именем казанской царицы Сююмбике ? дочери
ногайского мурзы Юсуфа и жены трех последних казанских царей: Джан-Али, Сафа-Гирея и Шах-Али. Она была привезена в Казань в 1532 г. и здесь находилась до 1551 г., когда вместе с малолетним сыном Утямыш-Гиреем была отправлена в Москву в качестве заложников. По описанию очевидцев, ?народ казанский с
большой скорбью проводил царицу?, мечеть же, где был погребен оплакиваемый ею муж Сафа-Гирей, была названа мечетью Сююмбике. Возможно, остатки мечети находились рядом с позднее построенной башней, на которую традиционно и перешло название.
Есть и более поэтические легенды о названии
башни. Одна из них гласит, что Иван Грозный, услышав о красоте и обаянии казанской царицы Сююмбике, прислал в Казань послов с предложением ей стать московской царицей. Но гордая Сююмбике отвергла царскую руку. Разгневанный царь пришел с огромным войском под город, осадил его. Тогда красавица
согласилась выйти замуж, но в качестве свадебного подарка попросила построить за семь дней в Казани самую высокую башню. Началось спешное строительство ? в первый день построили первый, самый большой по размерам, ярус, во второй день ? второй и т. д. Наконец, к исходу седьмого дня башня была
построена и начался свадебный пир. Сююмбике попросила разрешение подняться на самый верх башни, чтобы обозреть город и попрощаться с его горожанами. Когда царица поднялась на башню, то, не имея сил расстаться со ставшим ей близким и родным городом, она бросилась вниз, на острые камни. Народ в память
о последней казанской царице назвал башню ее именем.
Благовещенский собор
является древнейшим из сохранившихся в Казани памятником истории и архитектуры, был основан 4 октября 1552 года по приказу царя Иоанна Грозного
?Кремлевская елка?
Ничего подобного я нигде больше не видела, хотя во многих источниках указывается на сходство декора с орнаментальным украшением храмов, строившихся в первой половине XVIII века на Украине,
но там я не была, поэтому ни подтвердить, ни опровергнуть не могу. Обилие ярких фасадных деталей вблизи смотрится несколько странно, а издалека придает храму нарядность и какую-то наивность, я бы сказала.
Дальше ?дом Ушковой, очень красивое здание, но уже совсем стемнело, фотографировать
бессмысленно, по пустынным темным улицам бродить страшно ? историю оставляем на завтра, а сейчас-в центр, к огням цивилизации, встречать Деда Мороза и Новый год.
Завтра нас ждет Свияжск. Собственно, он и является целью нашей поездки.
Утром 1-го января в гостинице на нас посмотрели с удивлением, когда мы выселялись :-D и пожелали счастливого пути)
Выезжая из Казани, сделали небольшой крюк и заехали посмотреть на еще одну местную достопримечательность - Вселенский храм
Что он символизирует, думаю, всем понятно)
Проехали через Юдино (бывшая Красная Горка) ? вспомнили историю времен революции и гражданской войны, товарища Троцкого ?и на такой вот не очень веселой ноте прибыли в Свияжск.
Место,
бесспорно, очень красивое, почти с любого места открывается вид на Волгу, окружающие просторы убаюкивают и завораживают.
Туристов пока-немного, а еще несколько лет назад их практически совсем не было. Зато было много развалин, а в
нескольких относительно сохранившихся храмах можно было увидеть чудом сохранившиеся фрески.
Сейчас, увы, полюбоваться внутренним убранством храмов невозможно-все закрыто, везде ведутся реставрационные работы. Это должно бы радовать, но почему-то огорчает?
Остров-град Свияжск
Собственно, островом Свияжск стал только в 1957г, в результате затопления территорий при создании Куйбышевского водохранилища.
Ну и небольшая историческая справка-
В середине XVI века между Казанским ханством и растущим
Московским царством шла ожесточенная борьба за господство в Среднем Поволжье.
С 1547 года Иван Грозный предпринимал безуспешные попытки разгромить Казанское ханство. Даже имея численный перевес и артиллерию, взять Казань русские не могли. Несмотря на то, что ханство переживало глубокий
экономический кризис, Казань по-прежнему оставалась мощнейшей крепостью того времени.
В 1551 году после очередного неудачного похода на Казань восйко Ивана IV разбило свой лагерь в устье Свияги на расстоянии суточного перехода до Казани. Для того, ?дабы учинить тесноту казанской земле?, царю
необходимо было найти место для опорной базы влизи ханской столицы. Никольская летопись гласит, что татарские князья во главе с Шах-Али, сторонники Москвы, указали на Круглую гору, поросшую лесом ? высокий холм с плоским верхом и обрывистыми склонами, омывавшийся двумя речками ? Свиягой и Щукой.
Вокруг холма располагались непросыхающие после половодья болота, что исключало возможность внезапного нападения на крепость. Здесь, в 26 верстах от Казани, решили заложить город-крепость. Но сделать это оказалось не так-то просто, ведь русское войско было на вражеской территории. Поэтому царь
повелел срубить весь город в углических лесах, за 1000 км до предполагаемой крепости.
Зимой 1550?1551 года на Верхней Волге в лесах началась работа. К весне деревянный кремль со стенами, башнями и церквами был готов. Затем все бревна разметили, разобрали и связали из них несколько плотов.
В апреле 1551 года, как только Волга вскрылась ото льда, караван судов ?везущи с собой готовы град деревян? того же лета нов, хитр сотворен?, отправился вниз по Волге к выбранному месту.
Одновременно из Москвы на Казань выступило государево войско, двинулись рати князя Хилкова из Мещеры,
князя Серебрянного из Нижнего Новгорода и Бахтияра Зюзина из Вятки, которые блокировали Казань, перекрыв водные пути и заняв переправы через Волгу и Каму.
24 мая 1551 года русские войска заняли позицию у берега Свияги. На острове началась работа: гору разровняли и очистили от лесов. Царские
люди выловили плоты с разобранным городом ниже по течению около устья Свияги, и из готовых бревен всего за 24 дня на горе Круглой была возведена крепость, по размерам превосходящая Московский кремль и Новгород. День и ночь трудились 75 тысяч человек. В этот же срок были поставлены Троицкая и
Рождественская церкви. Первоначально город-крепость был назван в честь царя Иван-городом, но уже скоро его начали называть ?Новгород (Новоград, новый город) Свияжский?
Построенный город стал базой русских войск при осаде Казани в 1552 году.
Со второй половины XVI века Свияжск получает
городской статус и становится уездным городом
Население достигло численности 4,5 тыс. человек.
Свяижская ярмарка является второй по величине после Казанской.
В конце XVII ? начале XVIII века Свияжск сохранил за собой лишь функции первого христианского города в бывшем Казанском
ханстве с действующими монастырями. Экономические, политические и административные функции постепенно отошли к Казани
В XVIII?XIX веках Свияжск был монастырским городком с Троице-Сергиевским, Успенским и Иоанно-Предтеченским монастырями. Его роль как первого христианского города Казанского
края учитывалась в титуловании архиепископов и митрополитов Казанской епархии, именовавшихся Казанскими и Свияжскими.
В 1917 году произошли первые акты вандализма и экспроприации и в истории Свияжска начались черные дни.
В 1918 году в Свияжск направляют Льва Троцкого, цель которого ?
борьба с белыми.
?Газета ?Le Journal? сообщает: ?Датский писатель Галлинг Келлер, возвратившийся из путешествия по России, рассказывает, что он присутствовал в Свияжске на открытии памятника Иуде Искариотскому. Местный совдеп долго обсуждал, кому поставить статую. Люцифер был признан не
вполне разделяющим идеи коммунизма, Каин ? слишком легендарной личностью, поэтому и остановились на Иуде Искариотском, как вполне исторической личности, представив его во весь рост с поднятым кулаком к небу? (из книги князя Н. Жевахова ?Еврейская революция?)
Хотя вот с этим памятником Иуде -я
так и не поняла, был ли он на самом деле, споры ведутся разные по этому поводу, есть версия, что г-н Келлер вообще не мог быть в Свияжске, а местные жители, которые якобы помнили этот памятник, перепутали его с памятником Юдину( в честь которого была переименована вышеупомянутая Красная Горка)
В любом случае, дальше ничего светлого в истории Свияжска не было.
В 1928 году в помещениях Успенского монастыря открыли детскую колонию, в 1929 году эту колонию преобразуют в трудкоммуну для беспризорных подростков с целью перевоспитания принудительным трудом
В 1933 году закрыли
колонию-коммуну с передачей ее хозяйства в ведение НКВД ТАССР.
В 1936 году колонию преобразовали в тюрьму с лимитом в 200 человек.
С 1937 по 1948 год за время функционирования политической тюрьмы ГУЛАГа погибло 5 тыс. репрессированных.
Памятник жертвам репрессий, погибшим в
Свияжске
В 1953 на месте тюрьмы начинает действовать психиатрические больница.
В 1994 году происходит закрытие психиатрической больницы. Население свиияжска ? 330 человек, из них 150 ? пенсионеры
Сейчас население Свияжска -
250 человек.
Но вернемся к временам расцвета Свияжска, точнее, к тому, что от них осталось.
Свияжский Успенский Пресвятой Богородицы мужской монастырь.
Успенский монастырь был основан в 1555 году первым настоятелем этого монастыря архимандритом Германом.
Территория этого монастыря сейчас почти полностью восстановлена, ведутся внутренние работы в помещениях.
Церковь Николая Чудотворца - самое древнее каменное здание в Свияжске. Представляет собой редкий тип церкви-колокольни с
массивной башней на почти монолитном основании. Построена в 1555-1556 годах из тесаного известняка почти одновременно со строительством Успенского собора. Высота колокольни составляет 43 метра, это самое высокое здание в Свияжске.
Собор Успения Пресвятой Богородицы
Собор Успения Пресвятой Богородицы строился одновременно с Никольской церковью. Собор был возведен за 4 года из белого тесаного камня артелью Постника Яковлева и Ивана Ширяя - зодчих, построивших в Москве храм Василия Блаженного (Покровский собор) и
Благовещенский собор в Казани
Внутренние фрески собора сохранились довольно хорошо (приходится верить на слово интренету и экскурсоводу)). Купол, стены и даже оконные откосы покрыты уникальной многокрасочной росписью ? в общей сложности
1080 м2 древних фресок и это единственный сохранившийся до нашего времени ансамбль фресок эпохи Ивана Грозного.
И если я ничего сейчас не путаю, именно в этом соборе есть изображение Святого Христофора. По одной из легенд, этот праведник (вполне реальная личность) обладал необычайной
красотой, из-за чего постоянно подвергался искушениям. В конце концов, он попросил бога сделать его безобразным, и поэтому Святой Христофор всегда изображается с головой животного. Есть также версия о том, что он - выходец из мифической страны антропофагов, где все люди с песьими головами.
Начиная c XVIII века церковь усиленно с боролась с обоими версиями: все подобные изображения св. мученика Христофора уничтожались или переписывались. В России известны только две фрески со Святым Христофором ? в Ныробе (Пермский край), где он изображен с собачьей головой, и в Свияжске, где
голова святого больше похожа на лошадиную.
Братский корпус
Здесь во времена ГУЛАГа располагалась мужская тюрьма.
Иоанно-Предтеченский женский монастырь
Иоанно-Предтеченский женский монастырь был основан в конце XVI века и первоначально располагался в северо-западной части соборной площади Свияжска. Однако после сильных пожаров 1753 и 1759 гг. Иоанно-Предтеченский женский монастырь был переведен в помещения упраздненного в 1764 году мужского
Троице-Сергиева монастыря. Именно наследием Троице-Сергиева монастыря объясняется тот необычайный факт, что новый Иоанно-Предтеченский монастырь не имел храма, соответствующего своему названию.
Троицкий собор
Троицкий собор - именно так официально именовалась маленькая бревенчатая церковь 1551 года. Он является одним из древнейших в России памятников деревянного зодчества. Церковь была построена зимой 1550 года в угличских лесах.
Храм
поставлен за один день воинами князя Серебряного-Оболенского и освящен 17 мая 1551 года ? в день Святой Троицы. Это первый храм первого монастыря во всём Среднем и Нижнем Поволжье. Потому и назвали его почтенно ? собор.
Особенность интерьера Троицкой церкви, усиливающая её сходство с
деревенской избой ? это длинные лавки, стоящие вдоль стен. Они ещё в старину были намертво прибиты к полу и таким образом стали неотъемлемой частью интерьера.
Главным украшением церкви был иконостас - также деревянный и первоначально 4-ярусный. Царские врата ? пожалуй, самая роскошная часть
иконостаса, да и всего интерьера храма.
Сейчас иконы праздничного чина из иконостаса Троицкой церкви хранятся в древнерусском отделе Музея изобразительных искусств РТ в Казани.
В 1819 году крытую галерею на столбиках, опоясавшую
церковь с трёх сторон, разобрали и заменили крылечками ? также с трёх сторон. Благодаря им, церковь стала строго крестообразной в плане. Зато из-за обилия стекла в стенах этих крылечек, она начала напоминать дачный домик, а вовсе не древний храм. В 1821 году её полностью обшили тёсом и покрасили
масляной краской (с тех пор много раз перекрашивали, но чаще всего - синей и зелёной краской). Сходство с дачным домиком ещё более усилилось. В 2011 году "дачный домик" разобрали, благодаря чему мы можем видеть истинный облик сруба. В 2012 году, после окончания проводимых работ, храм был вновь
открыт для посещения, но всё его внутреннее убранство сейчас на реставрации.
Она была основана также в 1551 года. В начале XVII века деревянный храм был заменен каменным, сложенным из белого тесаного камня разной величины.
Внутри храм тесен вследствие необыкновенной толщины стен. Нижний
этаж служил складом для монастырского хозяйства, а еще раньше тут, по преданию, располагались кельи (судя по следам печей). Сама церковь во имя преподобного Сергия Радонежского находилась на втором этаже. Здесь же находилась главная святыня Свияжска ? древняя храмовая икона преподобного Сергия
Радонежского. Это точная копия иконы, хранящейся и поныне в Троице-Сергиевой лавре. Она специально была привезена из Троице-Сергиевой Лавры в 1551 году для благословления Свияжска при его закладке. Ныне она хранится в Казани в церкви Ярославских чудотворцев
В 1551 году на высокой береговой террасе, у входа в город Свияжск, была построена деревянная
церковь в честь равноапостольных Константина и его матери Елены. Первым настоятелем стал, уже упоминавшийся выше, отец Герман (основатель мужского монастыря Успения Пресвятой Богородицы). Храм возвели на Болотной улице, между верхней частью города (крепость) и нижней (посад, т.е. место, где жили
мещане и ремесленники).
Об остальных храмах сейчас напоминают лишь вот такие холмики
Сейчас остров вновь соединен с ?большой землей? автомобильной дорогой, но, несмотря на
все более оживленную жизнь, здесь все еще чувствуется какой-то патриархальный уклад, местный люд еще не вполне научился пользоваться прибывающими туристами.
Вобщем, считаю, надо успевать
застать, то, что осталось ?через несколько лет, наверное, не останется и следа от пока еще присутствующего очарования старины, духа истории и неторопливой жизни этого места, а будет вместо этого лубочный городок для туристов.
А может, наоборот). Поживем ?увидим, ибо очень хочется побывать
внутри храмов, посмотреть таки на фрески).
С Новым годом всех :hi:
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)