Раз весенний сезон кончился и наступило временное затишье в плане свежих охотничьих тем, рискну рассказать немного о своей поездке в солнечный город Игарка, что на севере Красноярского края.
Справка: Город Игарка Туруханского района Красноярского края расположен в 163 км к северу от
Северного полярного круга, в 1779 км к северу от Красноярска. на правом берегу реки Енисей. Население 6,7 тыс. человек.
Я был в Игарке два раза, первый раз в 2001 году, вторай раз в 2008, все фотографии 2008 года.
Город Игарка на самом деле не очень сильно знаменит, из местных достопримечательностей только лесоперабатывающий комбинат занимавший 2 место по отгрузке леса на экспорт, порт способный принимать морские суда, да огромный лагерь, в сталинские времена в котором отбывали наказание свыше 30 000 тысяч
человек, в основном политические, но об этом расскажу ниже.
Первое, что видишь когда попадаешь в Игарку не по реке, это аэропорт, так как железной и автомобильной дороги в город нет.
Аэропорт расположен на острове кторый образован основным руслом Енисея и Игаркиной протокой. Игаркина протока называлась по зимовью рыбака Егора Ивановича Ширяева; его имя Егорка местными жителями было превращено в Игарка. Не знаю с какой целью выбрано расположение взлетной полосы на острове,
возможно и по вопросам безопасности лагерного режима, но что бы попасть в город с острава на берег ходит паром.
Ми-26 заходит на посадку в порт, к берегу подходит паром, который ожидают атвомобили.
Сам город состоят из
двух почти равных по территории частей: старый город и новый город. в старом городе располагались лесоперабатывающий комбинат, порт, рыбозавод и прочие промышленные сооружения, а так же жилые дома, но видимо в лихие 90-е все благополучно было заброшено, разрушено, сожжено, а остатки разворованы.
Вот что представляет собой старая часть города сегодня:
В общем запустение и разруха. При мне на территории ЛПК местные умники Кразом свалили на землю мостовой кран и дружненько начали его резать на металлолом.
В новой части города чуть получше, но атмосфера
запустения царит и тут.
В городе на постаменте установлен, по словам местного населения, настоящий Дуглас DC-3 который во время Великой Отечественной войны США поставляли в Союз по лендлизу. Говорят что этот борт отработал весь свой ресурс, после чего и был
поставлен на постамент. На самом деле это дуглас или уже обчерченный и изготовленный в союзе ЛИ-2 я не понял, специально в интренете искал отличия но не нашел, может Леонид крылья подскажет, если в курсе.
Ну а теперь собственно, то к чему я и повел этот рассказ.
В свободное от работы время, с коллегами по традиции посетили местный краеведческий музей, он же действующая станция по изучению вечной мерзлоты.
На этой станции до сих пор ведутся наблюдения за мерзлотными породами, в том числе и
европейскими специалистами.
Станция представляет из себя заглубленные в грунт камеры на разной глубине залегания и галерей которые эти камеры соединяют. Даже в летний период там сохраняется температура -16...-18 градусов.
Несколько лет назад недалеко от Игарки, на склоне одного из холмов произошло
обрушение грунта. Обрушение было вызвано грунтовыми водами. Под толщей этого грунта было обнаружено целиком замерзшее древнее озеро, к которому возможно еще мамонты на водопой приходили. Образец льда из этого озера хранится в одной из камер.
Охотников в самой Игарке я не встретил, но вот рыбаки похоже что каждый первый, благу умудриться непоймаьб рыбу в Енисее это нужно уметь. А вот такие красавцы таймени и осетры раньше водились вблизи Игарки:
К сожалению тут не
очень понятны габариты этой рыбины, но метра полтора будет смело.
Животный мир в этих широтах уже не очень обширен, водоплавающая птица, глухарь, куропатки, совы, песцы, зайцы, северные олени, белки. Лось есть, но не часто. Про медведя не знаю.
Теперь возвращаясь к лагерю который был расположен в Игарке.
Общее количество заключенных достигало 30 тысяч человек, это только взрослых, были еще дети до 3 тысяч человек.
Заключенные были заняты на строительстве железной дороги которая должна была соединить Игарку и Салехард через
Новый Уренгой-Пангоды-Надым. В 53-54 году стройка была остановлена в связи с кончиной главного строителя СССР И.В. Сталина.
Да бог с ними, с женщинами...где котлеты? Быть на Енесее и даже на рыбалку не сходить, не верю! В таких городках обычно радушно встречают приезжих, особенно из крупных городов...охота, рыбалка, банька...А так-то зачетно.
Сергей Аркадьевич, женщины там есть, даже детишек рожают.
Цитата: От пользователя: хренов
Быть на Енесее и даже на рыбалку
Константин, к сожалению режим работы не
позволял съездить на рыбалку, но про радушие местных жителей это правда, когда в обратную дорогу мы не смогли влезть в автобус который идет к парому, местный рыбак на лодке увез нас на остров к аэропорту.
Цитата: От пользователя: Иваныч Баский
Легко определяется
Иваныч, ну вот тот что на фотографии это дуглас или ЛИ? Люк в хвостовой части самолета?
Хорошая тема. Как то пролетом бывал в Игарке, лет 20 назад. Аэропорт не изменился с тех пор. Правда я был там в начале июня, сугробы были на уровне первого этажа, но весна уже чувствовалась. :-)
Я там был летом 2001 года (летали на ванкор, когда тот еще только параметрическими скважинами разбуривался с целью оценки запасов), и в летом 2008, за это время там тоже ничего не изменилось, но с
приходом Роснефти на ванкорское месторождение там все оживилось.
Прямо при нас в порту работали испытатели которые тестировали новое оборудование курсо-глиссадной системы, которое позвоит принимать самолеты ночью и в сложных метеоусловиях. Увеличился грузооборот по реке, увеличился
пассажиропоток. Если так будет продолжаться то ситуация наладится в социальном плане.
С детства я мечтал стать кадровым военным, офицером. Мальчишками мы по нескольку раз бегали на очередной сеанс шедшего тогда в прокате фильма "Последний дюйм", где мальчик вместе с отцом улетают к безлюдному побережью на съемки любительского фильма о
жизни акул, и как он, 10-12 летний мальчишка, в одиночку затаскивает в самолет отца, искусанного акулами, и практически самостоятельно поднимает и ведет самолет к аэродрому.
Тогда половина пацанов из СССР грезила стать летчиками, другая половина - моряками. То ли время было такое и народ еще
не был так испорчен, но в начале 60-х годов прошлого столетия не было такого как сейчас - поголовного "косилова" от армии. Служба в армии была действительно почетной обязанностью, святым долгом, каждого молодого человека. На обладателей "белого" билета смотрели кто свысока, презрительно, как на
ущербных, кто снисходительно - как на больных.
В военную авиационную школу механиков (ВАШМ) я попал по осознанному выбору, и скорее от отчаяния: военная комиссия забраковала меня и в летное училище, и даже в военно-инженерную академию им. Жуковского по причине слабого вестибюллярного
аппарата!? Попытка поступить в другую академию тоже была неудачной: в первый раз, как мне объяснили, я не сдал математику, но ошибки в моей письменной работе так и не показали! Кратко и ясно объяснили: никакой апелляции, тут тебе не гражданский вуз! Во второй (после первого курса МИСиС) - мне
отказали по зрению (левый глаз коррекция -0.5!), мне - лыжнику и биатлонисту с 1-м мужским разрядом! И хоть была у меня "бронь", мог бы спокойно закончить институт, но возвращаться в МИСиС не захотел, и на предложение военкома (Москва, ВАШМ или Горький (спортрота СКА)), выбрал ВАШМ - все ближе к
авиации!
...Первыми самолетами, которые я увидел в нашем отап, что базировался под Ступино Московской области, были Ли-2, и застал их по прибытию в часть в количестве аж трех штук! В период прохождения службы, т.е. за полтора года, один был разрезан в нашей ТЭЧ, пошел на запчасти,
второй - кажется, отдали в музей, возможно в Монино, третий торжественно воодрузили на постамент перед штабом части. Тогда это казалось неизбежным: новые модели самолетов пришли на замену "старикам", на которых летали еще в период Великой Отечественной, и нет уже им места на современном военном
аэродроме...
Никогда не забуду свой первый полет на Ли-2! До армии я, простой паренек из рабочего поселка во Владимирской области, окончивший металлургический техникум, ни разу не видел так близко самолет такого типа и еще не летал на каких-либо других, даже пассажиром. И хоть в ВАШМе я
изучал совершенно другую авиатехнику - современные истребители, на которых мне уже не летать никогда, я, - рядовой срочной службы, специалист по АО из ТЭЧ после рассказа о своей мечте с огромной радостью согласился на предложение старого летчика, командира Ли-2, "полетать" над аэродромом во время
дневных полетов. Тогда мы еще не знали, что уже через несколько месяцев эти "старики-самолеты" вместе с их экипажами уже не будут больше кружить над аэродромом... А жаль!
Тут же еще несколько младших авиаспецов напросились... Поднялись на борт. Сели в белые, зачехленные кресла, я
напрягся... Взлетели... и ничего страшного, меня не тошнит, да и вообще - очень комфортно себя чувствую! Преодолев страх высоты, посмотрел в иллюминатор, картинка - прелесть, голова не кружится, восторг - неописуемый!
Пока мои коллеги, авиамеханики, любовались видами на окрестности, на
излучину реки Оки, я осторожно прокрался к кабине пилотов, и с любопытством, присущим осмелевшему щенку, заглянул внутрь - место второго пилота - свободно!? Командир оглянулся, улыбнулся и спросил: "Как ты - сынок?".
- Замечательно! - отвечаю не столько голосом, сколько жестом.
-
Садись! - показывает он мне на место второго пилота.
От радости мое сердце чуть не выпрыгнуло. После очередного почти горизонтального разворота легли на обратный курс к аэродрому...
- Бери штурвал! - следует его команда. "Смотри на приборы! Высота - такая-то, курс - такой-то, скорость -
такая! Держи, сынок!"...
...Для меня эти три, может, пять минут самостоятельного управления самолетом показались вечностью и останутся самыми сильными ощущениями на всю оставшуюся жизнь. Руки, ноги от напряжения онемели, глаза слезились, стрелки приборов начали расплываться, но восторг
был непередаваемым (поросячим!)! Эти ощущения и восторг даже сейчас, спустя 33 года, настолько превалируют в воспомининаниях, что даже вытеснили из моей памяти фамилию командира экипажа Ли-2 (весельчака и добряка, может это был сам комэск?)
Потом еще были дневные и ночные полеты и на
Ан-ах, и на Ми-8 (тоже круто!), но только в качестве пассажира, как шутили военные летчики - балласта...
После того случая я резко передумал поступать в высшее военное авиационно-техническое училище, да простят меня авиационные инженеры и техники, ну не смог я мириться с тем, что кто-то
будет летать, я буду только провожать его взглядом. Пусть я не стал кадровым военным - не всем покоряется небо! Но вот все же исполнилась моя мечта, хоть на мгновение,... и я, вспоминая тот незабываемый случай, могу твердо сказать: "...Я летал еще на Ли-2!"
А у нас почему-то ШМАС (школа младших авиаспециалистов) я попал на 1 году службы в Камень-Рыболове, по специальности СД по дальней авиации и изучаемой машиной был ИЛ-28 (с удлинительной
трубой двигателя). А после ШМАС-19 служил на ТУ-16 механиком СД.
Кстати авиамеханики передавали устно поэму "Евгений Онегин в авиации":
Нет я не Пушкин, я другой,
судьбы невиданной избранник
По штату авиамеханик, но с поэтической душой
Совсем ведь просто быть
талантом
Когда другой заботы нет
Вот если б Пушкин был сержантом
То вряд ли был бы он поэт
Я первый раз пишу поэму
И много в ней ошибок есть
Но выбрал я такую тему
,,,,,,,,,забыл строку
Мой техник самых честных правил
Узнав, что будет перелет
Он за семь дней меня заставил
готовить к старту самолет
..................................................
Так думал молодой механик, готовя к вылету свой ИЛ
слил конденсат, законтрил краник и командиру доложил
................................................................
Про Онегина:
Был осенью как все ребята он призван райвоекоматом,
Отдал повестку сел в вагон и в общем стал военным он,
Кто может знать где наше счастье?
Он мог попасть и в бронечаси, артиллеристом мог
бы стать
Но всеже волею небес попал Онегин в ВВС
Увы и не по доброй воле учился он в ханкайской школе
(это, где я учился - озеро Ханка ст. Камень-Рыболов в/ч 33746)
Но интереснее другой отрывок:
Но тут пришла в недобрый час
ефрейтор Ларина Татьяна, с
успехом кончив Тульский ШМАС
О сколько было разговоров о ней под плоскостью машин!
горели глазки у пилотов
Сверкали зубы у старшин
А командир полка усердно твердил надеясь на успех:
Любви все возрасты покорны
Она сильней законов всех!
А про Ольгу строку
помню:
Она жила при летной части
И многим счастье принесла.
Далее дуэль Ленского с Онегиным и мное....... Эх жаль что не записал тогда всю поэму. А какие строки ............
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)