E1
Погода

Сейчас+24°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+24°

ясная погода, без осадков

ощущается как +23

2 м/c,

зап.

738мм 19%
Подробнее
2 Пробки
USD 90,19
EUR 97,79
Реклама
Бизнес обзор Каков Екатеринбург на вкус? Истории уральских компаний, которые прославились на всю страну

Каков Екатеринбург на вкус? Истории уральских компаний, которые прославились на всю страну

Рассказываем про шесть легендарных брендов

В Екатеринбурге много торговых сетей и производителей продуктов, которые вышли на федеральный уровень

В Свердловской области родилось много компаний, о которых знают по всей стране, а иногда даже и за рубежом. Возможно, про некоторых производителей вы и не догадывались, что они родом из Свердловской области. Мы решили вспомнить, как развивалась их история. Ярких и успешных фирм и брендов, прославивших Урал, набралось так много, что хватит не на одну подборку. В первой серии публикаций рассказываем про продуктовые сети и гигантов пищепрома.

ЕЖК

Легендарный майонез ЕЖК производят на Екатеринбургском жировом комбинате из натуральных ингредиентов по запатентованной рецептуре, которая не меняется уже много лет. Именно поэтому вкус уральского майонеза так узнаваем.

На рынке Урала «ЕЖК Провансаль» занимает долю 40%, а только в Екатеринбурге — больше 65%. При этом сам продукт известен далеко за пределами региона. Его поставляют не только в соседние области, но и за рубеж: в Казахстан и Азербайджан.

Не найдется, наверное, ни одного уральца, у кого дома не было такой банки майонеза от ЕЖК

Кроме того, многие уральцы часто привозят своим родственникам и знакомым из других городов и стран майонез в качестве гостинца. А те, кто переехал, запасаются им для себя. Так, певица из Екатеринбурга Лиза Монеточка (признана в РФ иностранным агентом), которая сейчас живет в Литве, недавно заявила в интервью, что у нее в холодильнике есть баночка ЕЖК, и назвала Екатеринбург столицей майонеза. А главный шеф-повар страны Константин Ивлев признался, что любит майонез ЕЖК и пропагандирует его. Уезжая из Екатеринбурга в Москву, он постоянно берет этот продукт с собой.

Уральский соус настолько популярен, что один недобросовестный производитель попытался скопировать его. В 2022 году на полках магазинов нашли «ЕМЖК Уральский провансаль», упаковки которого по своему оформлению очень напоминали тот самый ЕЖК. Нечестного конкурента приструнили и пригрозили ему штрафом в полмиллиона.

Жировой комбинат, который производит легендарный майонез, работает с 1959 года. В 2003 году предприятие вошло в состав группы компаний «Русагро». Под брендом ЕЖК выпускают также кетчуп и горчицу. Кроме соусов, на производственной площадке делают маргарин, масла и даже туалетное мыло.

«Смак»

Екатеринбургский хлебокомбинат «Смак» славится своими слойками с сыром, сдобой «Свердловская» и бородинским хлебом. А батон «Подмосковный», который считается визитной карточкой предприятия, до сих пор делают по оригинальному ГОСТу.

Продукция «Смака» развозится не только в магазины Свердловской области, но и в соседние регионы. Кроме производств в Екатеринбурге, у хлебокомбината есть свой кондитерский цех в подмосковном Раменском, где делают бриоши и французские булочки.

Какой хлеб от «Смака» ваш самый любимый? Пишите в комментариях

История завода началась в 1927 году. Это было первое место на Урале, где стали печь хлеб в промышленных масштабах. Сначала на предприятии изготавливали только булки, а в годы Великой Отечественной войны запустили еще и производство макарон. Позже, в мирное время, там стали осваивать и другие виды продукции.

Известный бренд «Смак» появился в 1990-е годы, после того как завод приватизировали и дали ему название «Свердловский хлебомакаронный комбинат». Это было непростое время для завода, как и в целом для страны. В 1998 году комбинат оказался на грани банкротства, но до закрытия дело не дошло.

В 2000 году «Смак» вошел в состав агропромышленного холдинга «Макфа», который уже тогда принадлежал челябинскому бизнесмену Михаилу Юревичу. В марте 2024 года Генпрокуратура подала на него в суд и потребовала забрать бизнес. 8 мая суд Челябинска удовлетворил иск, и теперь «Макфа» вместе со входящим в холдинг «Смаком» перейдет государству. На предприятии же заявили, что оно продолжит работать как раньше.

«Конфи»

Решение о строительстве Свердловской кондитерской фабрики № 1 было принято в 1950 году, когда стало понятно, что существовавший тогда в Свердловске пищекомбинат не способен удовлетворить потребности всего уральского региона.

Работы велись с перерывами, и только в 1967 году производственная площадка на Сибирском тракте заработала. В 1980 году, когда в Москве проходила летняя Олимпиада, фабрика получила право на выпуск продукции с символикой Игр и стала официальным поставщиком сладостей.

После распада СССР предприятие переименовали в «Фирму КОНФИ» и приватизировали. С 2015 года она входит в состав холдинга «Славянка».

«Рыбки с луком» — один из самых популярных видов продукции от «Конфи»

До пандемии коронавируса 40% продукции предприятия уходило на экспорт — в основном в Китай и Монголию, но из-за ковида, а затем и западных санкций объемы экспорта снизились.

«Конфи» считается самым известным производителем сладостей на Урале. Славится фабрика конфетами, печеньем и вафлями, здесь выпускают больше 40 видов продукции. Самые популярные из них — это крекер «Нежный» и «Рыбки с луком», печенье «Малышок», конфеты «Белочка», «Мишка на севере» и «Степ», а также вафли «Артековец». А еще именно на этой фабрике делают подарочные наборы конфет в коробках с видами Екатеринбурга.

«Витек»

На очереди еще одна кондитерская фабрика родом с Урала — это «Витек». Вкус сладких кукурузных палочек с детства знаком не только уральцам, но и всем россиянам. Снеки, которые производят в Екатеринбурге, развозят по магазинам от Москвы до Дальнего Востока и даже за рубеж (в Казахстан, Киргизию и Монголию).

Компания-производитель, входящая в ГК «Витополярос», была основана в 1991 году. Поначалу там изготавливали хлебную соломку и вафельные стаканчики для мороженого, а выпуск кукурузных палочек, ставших главным хитом, предприятие освоило позже. С тех пор рецептура и технология производства не менялись.

Кроме легендарных кукурузных палочек, там делают еще 30 видов снеков, в том числе соленые кукурузные шарики, зефир, пастилу и сладкий снег. Их изготавливают в двух цехах на Вторчермете.

«Монетка»

Кроме производителей, в нашей подборке оказались торговые сети, которые вышли на федеральный уровень. «Монетка» — одна из таких компаний. Первый ее магазин открылся в 2001 году во Втузгородке, на улице Бархотской. Сейчас, к слову, супермаркет там уже закрылся.

У «Монетки» больше двух тысяч магазинов в России

Продуктовые работают не только в Екатеринбурге, но и в других регионах. В России действует 2137 магазинов формата «у дома» под вывеской «Монетки», она входит в топ-10 розничных сетей страны.

Осенью 2023 года у «Монетки» появился новый собственник — сеть выкупил один из самых крупных ретейлеров России «Лента». Он приобрел 99,999% в уставном капитале «РМ-Групп» (учредитель «Элемент-Трейд» — это юрлицо «Монетки»). После сделки уральская сеть продолжила работать как отдельное юридическое лицо, а магазины остались под существующим брендом.

«Жизньмарт»

Это одна из самых молодых торговых сетей Урала, первый ее филиал появился в Екатеринбурге в 2019 году. Сейчас только у нас в городе их свыше 200.

Ранее основатель «Жизньмарта» Иван Зайченко рассказывал E1.RU, как у него появилась идея создания компании.

— Я блуждал по полчаса среди огромных, не совсем чистых стеллажей магазинов. Я выбирал из десятков наименований сметаны, творожков и других продуктов, и я не получал от этого времени в магазине никакого удовольствия. В какой-то момент я подсчитал, что трачу четыре часа в неделю на этот «квест». Тогда я понял, что это — ад для покупателя, и поэтому решил: чтобы человеку было комфортно ходить в магазин, тот должен быть маленьким, чистым, с качественными продуктами. И, самое главное, с одним продуктом в каждой категории. Чтобы можно было зайти, быстро взять те продукты, которые тебе нужны, и выйти. Ты должен тратить на покупки пять минут, — поделился бизнесмен.

В «Жизньмарте» готовят кофе с собой

За пять лет франчайзинговая сеть разрослась. Новые точки открываются и в других регионах — в Челябинской, Курганской, Тюменской, Новосибирской областях, Татарстане, Башкирии, Пермском крае и в Санкт-Петербурге.

В магазинах продают не только продукты, но и готовую еду преимущественно от местных производителей. Ежедневно фабрика кухни производит более 250 вариантов блюд, которые в этот же день появляются на полках магазина. У компании есть своя служба доставки.

Не так давно сеть запустила бизнес за пределами страны — в Дубае. О том, с какими испытаниями столкнулась компания, Иван Зайченко рассказывал в интервью E1.RU. Кроме того, недавно «Жизньмарт» зашел на рынок Казахстана. В ближайшие три года там планируют открыть около 170 магазинов. Их будут развивать по франшизе.

В Екатеринбурге много вкусной еды, которая ассоциируется у местных жителей с родным городом. Почитайте про продукты, по которым скучают уральцы, уехавшие в другие города. Один из таких товаров — легендарный йогурт «Варечка» от Уктусского молочного завода — недавно перестали выпускать. Вскоре после того, как у предприятия появился новый собственник, оно закрылось.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE12
Смех
HAPPY3
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY2
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления